Особенности low-cost авиаперевозчиков

Неожиданный аэропорт вылета / прилёта

Как правило, хотя и не всегда, бюджетные компании используют не основные аэропорты, потому что в них ниже аэропортовые сборы. При покупке билета обязательно обращайте внимание на то, о каком именно аэропорте идет речь, чтобы, вылетая, например, из Рима в Париж, не поехать случайно в аэропорт Фьюмичино вместо Чампино, а в Париже — не попросить друга встретить вас в Шарль-Де-Голль или Орли вместо Бове. Помимо этого, аэропорты, используемыми low-cost авиакомпаниями, часто (хотя, опять же, не всегда) находятся дальше от города, чем основные, и доехать туда не только займет немного больше времени, но и будет дороже стоить.

Узнайте заранее, как именно и по какому расписанию ходит общественный транспорт в нужный вам аэропорт. Например, в уже упомянутый Бове (который на сайте одного из «бюджетников» называется «Paris Beauvais», а на самом деле находится даже не в регионе Иль-Де-Франс, а вовсе в Пикардии) надо выезжать на автобусе от станции метро Porte Maillot на западе Парижа строго за 3 часа 15 минут до вылета рейса. Если вы не успели, то следующий автобус будет «подгадан» уже под совсем другой рейс. А поездка в Бове на такси «убьет» весь смысл покупки дешевого авиабилета, потому что километраж до аэропорта действительно серьезный. А вот билет на автобус стоит всего лишь евро на 5 больше (примерно 13 против 8), чем электричка в аэропорт Шарль-Де-Голль.

Летайте налегке

Сдаваемый багаж не входит в стоимость билета. Общая идея такая: пассажиры не должны платить за то, что им не нужно. Если вы летите в пятницу вечером из Лондона в Барселону на дискотеку, а потом планируете в субботу немного поваляться на пляже и в воскресенье утром вернуться на Туманный Альбион, вам вряд ли нужен чемодан. Хватит и обычного городского рюкзака или дорожной сумки, которую можно бесплатно взять с собой на борт. Вы не сможете положить в нее бритву или маникюрные ножницы, но купить их на месте и выкинуть по окончании выходных будет явно дешевле, чем платить за сдаваемый багаж — каждое его место может стоить 15–25 евро на каждый полетный сегмент. Если все же решили сдавать багаж, оплатите его заранее, в интернете, сразу при бронировании или позже, но до прихода в аэропорт — там это будет ощутимо дороже.

Услуги на борту не входят в стоимость авиабилета

Независимо от длительности перелёта на борту вам не предложат привычной бесплатной еды, чашечки кофе или даже стакана воды. Но все это, а также алкогольные напитки, вы сможете купить по обычным средним «общепитовским» ценам прямо у стюардесс. Ну и, наверное, немного излишним будет упоминать, что на рейсах бюджетных авиакомпаний нет салонов бизнес-класса, а маркетинг-директор одного известного ирландского перевозчика в своё время даже грозился взимать плату за использование туалета (радует, что пока эта провокационная идея не была воплощена в жизнь).

Билета нет, но посадочный талон обязательно нужно распечатать заранее. У большинства low-cost перевозчиков отсутствует такой уже привычный путешественникам документ, как маршрут-квитанция.

Вместо этого авиакомпания просто вышлет вам подтверждение об удачной покупке, которое, скорее всего, не будет содержать номера билета или заказа. Да, это и не к чему, ведь большинство авиакомпаний дают возможность получить информацию о вашем путешествии по номеру рейса или фамилии пассажира, а на регистрации просят предъявить вовсе не билет, а уже распечатанный посадочный талон. Кстати, все больше бюджетных компаний не только предоставляют вам возможность самостоятельно зарегистрироваться на рейс и распечатать посадочный талон заранее в интернете, но и требуют этого; иначе — штраф в аэропорту.

Место у окна не гарантировано

Удивление может вызвать и то, что часто на посадочном талоне не указано место. Все садятся на свободные места. Не бойтесь: так называемого «overbooking» (когда продают больше билетов, чем есть мест в салоне, полагая, что кто-то обязательно не явится), столь часто практикуемого традиционными перевозчиками, у лоу-костов не бывает — они не могут себе позволить потом заниматься перебронированием авиабилетов на другой рейс (его может просто и не быть еще несколько дней), предоставлением пассажирам отеля и т. д. Если вам очень важно иметь возможность выбора места (например, вы летите компанией и не готовы сесть порознь), то можно заплатить за priority boarding. Таких пассажиров запускают в салон первыми.

Зато без пересадок и опозданий

Авиакомпании low-cost являются так называемыми «point-to-point airlines»: они не продают билетов по «сквозным тарифам» с пересадкой. Если вам надо попасть из Малаги в Лондон и вы видите на сайте, что есть рейс из Малаги в Барселону и рейс из Барселоны в Лондон (допустим сейчас, что прямого рейса из Малаги в Лондон нет), то вы не можете купить один билет из Малаги в Лондон через Барселону. Вам надо будет приобрести 2 отдельных билета. Вернемся здесь еще раз к теме аэропортов. Будьте внимательны: в некоторых городах, например, в упомянутых Барселоне и Лондоне, некоторые компании могут использовать по 2–3 аэропорта.

Убедитесь, что или ваш второй рейс вылетает оттуда же, куда прилетает первый, или у вас есть достаточно времени, чтобы добраться из одного аэропорта в другой. Еще один нюанс: допустим, ваша «стыковка» всё же происходит в одном и том же аэропорту. Если вдруг ваш первый рейс из Малаги в Барселону опоздал, то самолет из Барселоны в Лондон не будет вас ждать, как это, скорее всего, было бы в случае с традиционными авиакомпаниями. Это немного неприятно. С другой стороны, и вы никогда не будете сидеть в самолете и ждать лишнее время из-за опоздания другого рейса. Но, как правило, приличные бюджетные компании почти не опаздывают — это тоже порушило бы им всю бизнес-модель.

«Вернуть нельзя обменивать»?

Купив билет на рейс лоу-коста, вы, скорее всего, не сможете его сдать или поменять, даже со штрафом. В случае изменения планов вам придется просто купить новый билет.

Следует отметить, что из всех вышеупомянутых правил есть исключения, и некоторые из них, как приятные, так и не очень, связаны с нашей страной. Например, одна компания, летающая в Италию, и продаст вам билет со стыковкой, и даст (пусть и со штрафом) поменять дату, и разрешит бесплатно сдать одно место багажа, и бесплатно покормит во время полёта. Ну, а один уже не летающий в настоящее время известный внутренний «бюджетник» очень часто опаздывал...

Приятных полётов!